В основу диктанта положен отрывок из романа «Чапаев» – одной из самых правдивых книг о Гражданской войне. Его автор – Дмитрий Андреевич Фурманов – был комиссаром 25-й Чапаевской дивизии, за боевые заслуги награждён орденом Красного Знамени.

 

Что такое Чапаев? Как себе представлял Клычков Чапаева и почему именно с ним он надумал установить в отношениях особую, тонкую систему? Надо ли вообще это делать?

Фёдор, ещё работая в тылу, слыхал, конечно, и читал многократно о «народных героях», сверкавших то на одном, то на другом фронте Гражданской войны. И когда присматривался, видел, что большинство их из крестьянства и очень мало – из рядов городских рабочих. Герои-рабочие всегда были в ином стиле. Выросший в огромном рабочем центре, привыкший видеть стройную, широкую, организованную борьбу ткачей, он всегда несколько косо посматривал на полуанархические, партизанские затеи народных героев, подобных Чапаеву.

Это не мешало ему с глубочайшим вниманием к ним присматриваться и относиться, восторгаться их героическими действиями. Но всегда-всегда оставалась у него опаска. Так и теперь.

«Чапаев – герой, – рассуждал Фёдор с собою. – Он олицетворяет собою всё неудержимое, стихийное, гневное и протестующее, что за долгое время накопилось в крестьянской среде. Но стихия… Кто её знает, как она может обернуться! Бывали у нас случаи (разве мало их было?), что такой же вот славный командир, вроде Чапаева, а вдруг и укокошит своего комиссара! Да не какого-нибудь прощелыгу, болтунишку и труса, а отличного, мужественного революционера! А то, глядишь, и вовсе уйдёт к белым со своим стихийным отрядом… Рабочие – там другое дело: они не уйдут никогда, ни при какой обстановке, то есть те из них, что сознательно вышли на борьбу. Ясное дело, что и среди рабочих есть вчерашние крестьяне, есть и малосознательные, есть и слишком сознательные, ставшие белоручками. Но там*, там сразу увидишь, с кем имеешь дело. А в этой вот чапаевской партизанской удали – ой как много в ней опасного!»

При таком-то подозрительном отношении к стихийной партизанщине и зародилось у Фёдора желание самым тонким способом установить свои отношения с новой средой, – с тем расчётом построить, чтобы не самому в этой среде свариться, а, наоборот, взять её под идейное влияние. Брать надо с головы, с вождя – с Чапаева. На него и направил, на нём и сосредоточил Фёдор всё своё внимание…

(Д. Фурманов, 327 слов)

 

__________________________________ 
Допустимо: Но там – там сразу увидишь, с кем имеешь дело.

 


 

КОММЕНТАРИЙ СОСТАВИТЕЛЯ

Диктант преимущественно пунктуационный – нацелен на распознавание смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении, различение однородных и неоднородных определений, выявление компонентов, осложняющих структуру предложения, и слов, не имеющих грамматической связи с членами предложения. В тексте сохранено несколько сложных случаев правописания: развёрнутая чужая речь с интерпозицией слов автора, период, вставная конструкция.

Орфография текста включает проверку правописания частиц не и ни, окончаний существительных и глаголов, слитного-раздельного написания слов разных частей речи.

Источник